Город Подольск, который расположен на территории Подольского уезда, имеет богатую историю. Еще с древних времен на этой территории существовали населенные пункты, принадлежащие к Московской волости. Первые упоминания о них встречаются в духовных грамотах Ивана Калиты. В 1152 году Юрием Долгоруким была построена крепость Перемышля на реке Моче, неподалеку от нынешнего местоположения города. Крепость служила для охраны южных границ Владимиро-Суздальского княжества. Рядом находилось село Молоди, которое тоже имеет очень интересную историю.
С образованием Московского княжества Перемышль потерял свое оборонительное значение, и уже в 1627-1628 годах он упоминается как городище. В XIV веке на этой территории существовало село Добрятино, окруженное большим княжеским бортным лесом, а в XV веке упоминается село Прудки, принадлежавшее предкам М. И. Кутузова.
Село Подол возникло на пересечении старинного тракта, который соединял Москву с западными и южными княжествами Руси, и реки Пахры, которая в то время была более полноводной и использовалась в качестве транспортного пути. Поэтому село получило название Подол, от места его расположения в долине реки. Некоторое время оно называлось Подол-Пахра.
С течением времени нынешний город Подольск стал развиваться как уездный центр и экономический центр Подольского уезда. Город прошел через множество событий и исторических изменений, но до сих пор сохраняет свою значимость и культурное наследие. Подольск является привлекательным местом для жизни и посещения, благодаря своей богатой истории и уникальным достопримечательностям.
История города Подольска насчитывает несколько веков. По археологическим данным, застройка Подольска началась с левого низкого берега реки Пахра, а затем распространилась на правый берег. Одно из самых ранних упоминаний о селе относится к 1627-1628 годам, когда оно принадлежало московскому Данилову монастырю. В это время в селе уже была деревянная церковь и несколько дворов священнослужителей. Всего в селе насчитывалось 13 крестьянских и 4 бобылевых двора, а на другой стороне реки Пахра – 10 крестьянских дворов.
Благодаря своему расположению на крупном торговом тракте, село Подолье быстро развивалось. К 1704 году здесь уже было 71 крестьянский двор и семь бобылевых дворов, а население составляло 295 человек. В 1764 году, после секуляризации церковных земель, село перешло под ведение Коллегии экономии.
К моменту преобразования села в город в 1781 году в Подолье насчитывалось 106 домов, принадлежавших мещанам, купцам, священнослужителям и дворянам. Также в городе было 14 торговых лавок, в которых продавались съестные припасы и различные мелочные товары, два питейных дома, винный и соляной магазины. В городе функционировали шелковая фабрика, производившая клетчатые платки и шелковые материи, пивоварня и кузница, а также несколько солодовенных и кирпичных заводов. Население города состояло из 856 жителей, среди которых было 129 купцов и 213 мещан. Остальное население составляли крестьяне, ремесленники, должностные лица и церковнослужители.
История города Подольска богата развитием промышленности и постепенным преображением его архитектурной обстановки. С начала XIX века город стал расширяться благодаря развитию традиционных промыслов и появлению новых отраслей. В то время здесь работали восковые заводы, шелковые фабрики, кирпичные и сальные производства, а также пивоварня. В пригородной зоне города также процветали разнообразные промыслы, такие как суконные и ситцевые фабрики, полотняные и шелковые производства, а также шляпные мастерские и булавочные производства.
Постепенно Подольск стал отличаться от других поселений своим внешним видом. Раньше большинство домов были деревянными и крытыми соломой. Окна были закрыты пузырьком или тряпкой, а для вытяжки дыма использовались волоковые окна. Освещение осуществлялось с помощью лучин, которые вставлялись в железные держатели-светцы. В более богатых домах использовались масляные светильники.
Первыми каменными постройками в городе стали церкви, возведенные из местного известняка. Сразу после превращения Подольска в город здесь были построены путевой дворец, дом присутственных мест и здание народного училища. Вся эта инфраструктура свидетельствует о постепенном развитии города, его преображении и прогрессе в различных сферах деятельности.
История города Подольска насчитывает несколько важных этапов развития, которые оказали значительное влияние на его формирование и становление. В 1784 году был принят регулярный план города, который определил его дальнейшую застройку и развитие. Город был разделен на 20 кварталов, которые составляли квадрат, ограниченный современными улицами Верейской, Рабочей, Матросской и Зеленовской. Каждому социальному сословию были отведены отдельные кварталы – дворянству, купечеству, мещанству. Для бедноты были выделены удаленные кварталы и земли за Пахрой. Таким образом, город был организован с учетом социальной структуры населения.
Отечественная война 1812 года
Однако развитие Подольска было на некоторое время приостановлено войной 1812 года. В сентябре этого года в город вошла русская армия, которая здесь оставалась в течение нескольких дней, выполняя маневры и стремясь оторваться от французов. Во время пребывания французов в Подольске была сожжена часть домов, а также разграблено имущество горожан. Это нанесло значительный ущерб городу, однако после Отечественной войны он был восстановлен и расширил свои хозяйственные функции, преимущественно в сфере торговли.
Важным событием в развитии Подольска стало построение Варшавского (Брест-Литовское) шоссе в 1844-1847 годах. Это шоссе проходило через Пахру, и для облегчения движения был построен отличный мост. Это способствовало увеличению торговых потоков и развитию города, так же как и другим подобным селениям, например, станции Столбовая. В это время количество купцов в Подольске также значительно увеличилось – если в 1822 году их было 20, то к 1833 году их число уже достигло 195. Деятельность купцов была связана с Москвой и другими городами губернии, что способствовало развитию торговли и экономики города.
История города Подольска полна важных событий и этапов развития, которые внесли свой вклад в его формирование и современный облик. Регулярный план застройки, война 1812 года, восстановление после Отечественной войны и строительство Варшавского шоссе – все это факторы, которые определили ход истории этого города. Сегодня Подольск продолжает развиваться и сохранять свою историческую ценность.
Подольский уезд в первой половине XIX века
В начале XIX века Подольский уезд Московской губернии был аграрным регионом с
. В 1840-х годах в уезде насчитывалось 13 мануфактур, на которых работало 1539 рабочих. Самыми крупными были Ивановская суконная фабрика (315 рабочих) и Рязановская суконная (235).
В селе Кленове действовала мастерская по изготовлению шляпных колпаков, продукция которой была известна на всю Россию. Купцы Подольска, имевшие в окружающих деревнях бумаготкацкие заведения, в зимнее время нанимали на работу немало крестьян.
В 1826 году в городе открылось уездное училище на 45 учеников. В предреформенные десятилетия Подольск сравнительно быстро застраивался, но из крупных сооружений появился только кирпичный с белокаменными деталями Троицкий собор, построенный в 1819-1832 годах. Одновременно были сооружены каменные торговые ряды.
После отмены крепостного права в уезде сложилась экономическая база для развития крупной промышленности. Крестьяне уезда по-прежнему страдали от недостатка земли. В конце 1870-х годов на 77 518 душ крестьянского населения приходилось 58% земли уезда, тогда как 3078 человек – дворяне, духовенство и иностранцы – владели 42% земли. В 1877 году из 15 тысяч домохозяев около 18% были безземельными, 41% домохозяев не имели лошадей, 30% – коров.
Близость Москвы способствовала развитию фабрично-заводской промышленности в уезде. Недалеко от города одна за другой открывались фабрики. В 1864 году была построена суконная фабрика в селе Стрелкове, в 1873 году начала работать писчебумажная фабрика в Дубровицах, в 1875 году в селе Выползове на базе мелких цементных предприятий Московским акционерным обществом был основан крупный завод по производству цемента, извести и кирпича.
Положение подольских рабочих, как и в других промышленных центрах, было тяжелым. Продолжительность рабочего дня на предприятиях колебалась от 10 до 14 часов в сутки. Рабочие подвергались издевательствам со стороны администрации, обсчеты при установлении расценок, всевозможные штрафы, постоянная угроза увольнения были обычным явлением.
В заводских казармах, которые рабочие прозвали клоповниками, царили теснота, грязь и обилие паразитов. Да и такого жилья не хватало. На том же цементном заводе летом рабочие жили в 24 землянках.
Мастерские каменоломен, где обрабатывался мрамор, одновременно служили и кухней, и столовой, и спальней. За каждое проявление недовольства рабочим угрожало увольнение и занесение в “черные списки”.
Естественно, что рабочие, доведенные до отчаяния, стихийно протестовали. Например, 14 июня 1893 года часть рабочих цементного завода, недовольных непосильным характером работы, низкими заработками и бесправным положением, самовольно прекратили работу и потребовали расчета. Дважды, в 1872 и 1898 годах, бастовали рабочие каменоломен, требуя улучшения своего положения.
В 1882 году на предприятиях уезда было занято 3808 человек, в том числе 3301 рабочий. Более половины из них (51,5%) являлись жителями уезда, около 15% – уроженцами других уездов Московской губернии, а остальные прибыли из соседних губерний, в основном из Тульской, Калужской и Смоленской. В 1904 году в уезде насчитывалось уже 50 промышленных предприятий, на которых работало 6859 человек.
Промышленность города Подольска оставалась мелкой, слаборазвитой. Здесь работали лишь кожевенный завод, несколько каменоломен, иконописная мастерская и мастерская золотых и серебряных изделий. Сдвиг наметился с окончанием в 1866 году строительства железной дороги на участке Москва – Подольск. Постепенно стал приходить в упадок ямщицкий промысел, сократилось торговое обслуживание проезжающих. Улучшение сообщения с Москвой привело к росту добычи мрамора и бута.
Городская жизнь в Подольске во второй половине XIX века
Вторая половина XIX века была временем перемен для Подольска. Город постепенно развивался, но темпы роста были скромными.
В 1868 году в городе открылось двухклассное женское училище, что стало важным событием в жизни горожан. В 1885 году была основана земская больница, которая оказала большую помощь населению. В 1889 году была установлена телефонная связь с Москвой, что позволило жителям Подольска быть в курсе событий столицы.
Однако эти изменения не могли скрыть того, что Подольск оставался провинциальным городом. В городе не появилось ни одного примечательного здания, кроме вокзала и почтово-телеграфной конторы. По словам современника, Подольск можно было отнести к “заурядным уездным городам, не выдающимся ни частными зданиями… ни богатством… ни общественной жизнью”. В городе не было ни клуба, ни библиотеки или читальни, ни даже водопровода.
Численность населения Подольска во второй половине XIX века не только не увеличилась, а даже уменьшилась. В 1897 году в городе проживало всего 3798 человек.
В летнее время Подольск привлекал отдыхающих из Москвы. В районе парка располагалось 22 дачи, которые сдавались в аренду.