Пять доказательств существования Бога Фомы Аквинского до сих пор занимают умы философов, не потеряв ни грамма актуальности.
Фома Аквинский, итальянский философ и теолог XV века, сформулировал пять доказательств существования Бога.
Они включают:
ПЕРВОЕ ИЗ ПЯТИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА ФОМЫ АКВИНСКОГО
Доказательство от движения: Это доказательство основано на предположении, что все, что движется, должно иметь причину движения. Таким образом, существование Бога необходимо для объяснения движения в мире.
Согласно этому аргументу, все в мире находится в постоянном состоянии движения, и поскольку ничто не может привести себя в движение само по себе, должен существовать первичный двигатель, или Бог, который инициировал все движение во Вселенной. Считается, что этот первичный двигатель находится за пределами сферы физического мира и является источником всего движения и изменений.
ВТОРОЕ ИЗ ПЯТИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА ФОМЫ АКВИНСКОГО
Доказательство от причины: Это доказательство основано на предположении, что все, что имеет начало, должно иметь причину. Таким образом, существование Бога необходимо для объяснения причины всего, что существует.
Фома утверждает, что ничто не может вызвать само по себе существование, и поэтому должна существовать первопричина, или Бог, который вызвал существование всего остального в мире. Эта первопричина считается необходимой для существования всех остальных вещей и не зависит ни от чего другого в своем существовании.
ТРЕТЬЕ ИЗ ПЯТИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА ФОМЫ АКВИНСКОГО
Доказательство от возможности и необходимости: Это доказательство основано на предположении, что все, что существует, может существовать или не существовать. Таким образом, существование Бога необходимо для объяснения того факта, что что-то существует.
Выдвинутый аргумент утверждает, что все в мире условно и потенциально может не существовать. Однако, если все условно, должно было быть время, когда ничего не существовало. Следовательно, должно существовать необходимое существо, или Бог, чье существование не зависит ни от чего другого и кто является источником всех других случайных существ.
ЧЕТВЕРТОЕ ИЗ ПЯТИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА ФОМЫ АКВИНСКОГО
Доказательство от совершенства: Это доказательство основано на предположении, что существование Бога необходимо для объяснения того факта, что в мире существуют различные степени совершенства.
Вещи в мире можно измерить и сравнить с точки зрения их степени добра, истинности или красоты. Поскольку эти качества относительны, должно существовать существо, или Бог, который обладает этими качествами в их высшей форме и является источником всех других проявлений добра, истины и красоты.
ПЯТОЕ ИЗ ПЯТИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА ФОМЫ АКВИНСКОГО
Моральное доказательство: Это доказательство основано на предположении, что существование Бога необходимо для объяснения моральных законов и нравственности.
Фома Аквинский представил аргумент из “Замысла”, который утверждает, что порядок и цель в мире являются свидетельством божественного замыслителя, или Бога, который создал и поддерживает Вселенную. Сложность и гармония природного мира указывают на разумного и целеустремленного создателя, который несет ответственность за его существование.
Фома Аквинский создал пять доказательств существования бога
Фома Аквинский (1225-1274) – средневековый итальянский философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма; монах-доминиканец (с 1244).
Родился в семье графа Ландульфо д’Аквино. В 1244 году вступил в орден доминиканцев, что вызвало конфликт с его родителями, которые хотели, чтобы он стал священником. В 1245 году поступил в Парижский университет, где изучал философию и богословие. В 1252 году защитил докторскую диссертацию по богословию.
В 1256 году вернулся в Италию, где преподавал в Неаполитанском университете. В 1265 году был приглашен в Парижский университет, где преподавал до 1272 года. В 1274 году был вызван папой Григорием X на Лионский собор, где скончался от дизентерии.
Фома Аквинский оказал огромное влияние на развитие философии и теологии. Он синтезировал христианское богословие с философией Аристотеля, создав тем самым новую систему философско-теологического мышления. Его учения легли в основу томизма, который стал одним из основных направлений католической теологии.
Основные работы Фомы Аквинского:
- “Сумма теологии”
- “Сумма против язычников”
- “О троице”
- “О бытии и сущности”
- “О схоластике”
Фома Аквинский является одним из самых известных и влиятельных философов и теологов в истории. Его работы изучаются и обсуждаются до сих пор.